Плоский дизайн сайта: принципы, плюсы и минусы *

«Лучший дизайн – это как можно меньше дизайна», — утверждал Дитер Рамс, видный представитель эпохи промышленного арта. И с ним поспешили согласиться не только коллеги по цеху, но и представители других сфер, где визуальное воплощение идеи играет одну из доминирующих ролей. Веб-дизайн не исключение. В сфере разработки сайтов и интерфейсов программ он начал набирать обороты еще в середине 2000-х годов. Массовую популярность плоский дизайн сайта приобрел в 2010 году, когда Microsoftв противовес Appleвыпустила свою знаменитую операционку в metro-стиле. К 2014 году флэт-дизайн оформился в самый настоящий тренд. Интерфейс операционной системы Windows 8, мобильная операционная система WindowsPhone 7, IOS 7, MaterialDesignдля Android – все это вдохновляющие примеры плоского веб-дизайна, которые оказались не только юзабильными, но и коммерчески успешными.

Основные принципы флэт-дизайна

Flatдизайн сайтов создавался в противопоставление скевоморфизму. Изначально концепция нового тренда в IT-индустрии состояла в том, чтобы отойти от иллюзий трехмерных изображений, эффекта теней, отражений и сложных текстур. Идея плоского веб-дизайна заключалась в том, чтобы сделать интерфейс легким, простым, отчасти утонченным и интуитивно понятным пользователю. Достичь нужного эффекта авторы направления предлагали (и предлагают) следующими способами.

• Часто изображения содержат исключительно контуры. Все они двухмерные. Любые элементы, придающие эффект глубины и объема, исключаются.
• Детали выглядят просто. Часто используется прием стилизации, когда какой-либо объект представляет собой односложную фигуру с четкими контурами.
• Особое внимание уделяется шрифтам. Они должны быть простыми, без засечек. Использование всевозможных «вензелей», прописных букв недопустимо.
• Цветовая палитра содержит ограниченное количество цветов. Степень яркости и контрастности – на усмотрение дизайнера, но недопустимы фильтры и градиенты.

Какими преимуществами обладает плоский дизайн сайта?

Итак, flatдизайн сайтов зиждется на трех китах: минимализме, чистых цветах и четкой типографике. Считается, что именно такие интерфейсы – максимально, что называется, user-friendly. К основным преимуществам флэт-дизайна стоит отнести следующие моменты.

• Лаконичность визуальных средств.
• Ясность композиции.
• Акцент на качественной визуализации контента и типографике.
• Более высокая продуктивность сайта из-за меньшего «веса» страниц.
• Совместимость с адаптивной и кроссбраузерной версткой.

Есть ли у плоского дизайна сайтов недостатки?

Да, они тоже имеются. Как у любого it-тренда, у флэт-дизайна имеются критики и противники. Они убеждены, что плоский дизайн в радикальном виде – явление временное. Свои предположения они подкрепляют фактическими изысканиями: например, двухмерный характер визуализации иногда вносит путаницу в просмотр страниц со ссылками. При отсутствии теней иногда невозможно понять, действующая ссылка или нет. К прочим весомым недостаткам эксперты относят:

• риск создания скучного, невыразительного интерфейса;
• отсутствие четкой визуализации кликабельных элементов;
• отсутствие конкретных закрепленных правил.

Возникает закономерный вопрос: насколько эффективен плоский дизайн сайтов и можно ли считать его производительной функциональной конструкцией? Безусловно, да. Флэт-дизайн веб-страниц, интерфейсов программ и приложений интуитивно понятен пользователю и упрощает его взаимодействие с продуктом. Конечно, есть категория заказчиков и исполнителей, для которых существует единственный критерий: нравится/не нравится. Такая аудитория присутствует в любом сегменте, и этот факт можно оценивать как обычную статистическую погрешность.